четверг, 7 февраля 2013 г.

основная идейно-политическая направленность русской периодической печати

Степанов: Алексей Васильевич, Вы являетесь одним из руководителей политической партии "За Русь Святую". Партия Ваша сравнительно молодая, но активно занимающаяся организационным строительством. Вы позиционируете себя как национально-патриотическую силу. Скажите мне пожалуйста, зачем нам нужна еще одна национально-патриотическая партия? У нас ведь уже существует довольно много разных политических организаций патриотической направленности: Русский общенациональный союз (РОНС) Игоря Артемова, "Народная воля" Сергея Бабурина (хотя они стали называться народовольцами, но по своей идеологии это – национально-патриотическая организация) и другие. Есть, в конце концов, Народно-патриотический союз России (НПСР), в руководстве которого помимо коммунистов есть такие фигуры, как Сергей Глазьев, Александр Проханов. В общем, национально-патриотические силы присутствуют на политической сцене в России. Зачем нужна еще одна партия? Вы – предприниматель, человек дела, а значит – не идеалист, не утопист, Вы должны мыслить реальными категориями. Как Вы определяете необходимость партии "За Русь Святую", которую Вы столь активно организуете?Мы – партия православных русских людейКуимов: Начнем с того, что я, как и любой православный христианин, все-таки идеалист. И в основе нашего партийного строительства лежит идея -идея Святой Руси, идея того духовно-нравственного идеала русского народа, которым наш народ всегда жил и без которого он жить не сможет. Это, кстати, начинают понимать многие, в том числе такие высокопоставленные деятели, как президент России Владимир Владимирович Путин (хотя лично к нему у меня сложное отношение).Помните, когда Путин был на Соловках, он сказал: "Россия испокон веков называла себя Святой Русью. Это нравственный идеал русского народа, который должен быть положен в основу внутренней и внешней политики России". Словом, проблески сознания бывают и у таких высокопоставленных людей, хотя тут, конечно, не обошлось без благодатного воздействия самой Соловецкой земли. Эту фразу Путина я очень хорошо запомнил, она помогла нам зарегистрировать нашу партию в Минюсте. Когда мы пришли туда, у них сразу возникли вопросы: зачем, мол, такое название? почему "За Русь Святую"? Мол, что-то тут такое непонятное. Мы им ответили: "Что же тут непонятного?! Мы реализуем установку, которую дал президент России, когда он был на Соловках"… И им нечем было крыть.Таким образом, в основе всего лежит идея, идея Святой Руси, идея Третьего Рима, собственно, идея того, ради чего существует Россия, ради чего Господь Бог создал русский народ, идея нашего призвания в истории (об этом хорошо пишет в последнее время наш известный писатель и историк М.В. Назаров).Но зачем нужна партия, спрашиваете Вы? Действительно, с идеей Святой Руси можно жить и без партии. Но за Русь Святую нужно бороться. Причем каждый должен бороться на своем месте, в той сфере, где у него есть способности и знания. Люди военные должны, к примеру, готовиться к защите Родины, это особенно важно в наступающем столетии, когда растут угрозы вооруженных конфликтов, что наглядно демонстрирует агрессия, развязанная США против Ирака. Ну а те, кто получили благословение от своих духовников заниматься политикой, имеют навыки политической деятельности (ведь политикой должны заниматься люди, которые имеют к этому призвание и хотя бы некоторые таланты, это особый вид служения), эти люди должны осваивать политические методы.Так вот, партия "За Русь Святую" призвана объединить как раз тех православных русских людей, которые видят смыслом своей жизни борьбу за идеалы Святой Руси, кто готов бороться за Русь Святую политическими методами. Таким образом, Всероссийская партия "За Русь Святую" – это партия православных русских людей. Мы – не какие-то абстрактные национально-патриотические силы, как национально-державная партия или патриоты Бабурина, вдруг решившие назваться народовольцами. У этих национально-патриотических партий не все понятно с идеологией, именно с православной идеологией.Степанов: Иными словами, есть нечто, что Вас не устраивает в идеологии существующих национально-патриотических партий?Куимов: Да, и я хочу уточнить: не устраивает нас, именно как русских православных людей.Степанов: Вы рассчитываете исключительно на православный электорат, на поддержку православных русских людей?Куимов: Это – наше ядро, это – наша база, это – те люди, с которыми мы собираемся работатьв первую очередь. Точно также как для компартии центр – это коммунисты, а православные для них – периферия. Для нас же центральное ядро – православные русские люди.Не раскол, а объединение, но на здоровой основеСтепанов: Общим местом сегодня стало утверждение, что одной из главных проблем русского национально-патриотического движения является его фрагментарность, деление на мелкие партии, организации. Действительно у нас много партий, много всевозможных общественных организаций. Если представить такую ситуацию, что кому-то удалось собрать их в единый кулак, в единый союз, блок, то их электоральные возможности, их способность влиять на политику государства была бы весьма внушительной. Однако мы видим, что на протяжении последнего времени это сделать не удается, как впрочем не удавалось и раньше. Почему не удается объединиться русским православным патриотам?Куимов: Конечно, дробление, расколы в патриотическом спектре политического поля в течение последних десяти лет – явление прискорбное. Но могло ли быть по-другому? Я думаю, что не могло. Сейчас многие сетуют, что за эти десять лет столько было структур, движений, но всё распадалось, делилось, то ли вследствие амбиций лидеров, то ли из-за недостатка ресурсов, то ли по другим причинам. Действительно всё это имело место, но называемые причины никак нельзя считать главными. Задумаемся, разве могло так случиться, чтобы буквально сразу после развала Советского Союза образовалась мощная национально-патриотическая сила?! Я не могу представить такой вариант развития ситуации. Ведь это было время как идейного, так и организационного брожения. Нужно учитывать и тот факт, что противоположный лагерь достаточно быстро прибрал к рукам властные и иные ресурсы. Я считаю, что некоторое брожение в обществе после распада СССР было неизбежно.Проблемы русского православно-патриотического движения – это проблемы роста, и этого не нужно бояться. Вот недавно на Рождественских чтениях выступал председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев и жаловался, что вот мы столько работали в православно-патриотическом движении, а результат – нулевой. Это – неправда, результат не нулевой. Эти десять лет, этот период брожения обогатил нас неоценимым опытом, сейчас у нас есть возможность строить партию с учетом ошибок предыдущих лет. Я, например, не испытываю ничего кроме благодарности к тем лидерам, к тем деятелям нашего православно-патриотического движения, которые десятилетие вспахивали почву. Но ошибочно заявлять, что если за десять лет ничего не получилось, то не надо пытаться создавать что-то новое теперь. Новое можно было бы не создавать, если бы было живо что-то старое. А у нас есть только вспаханное поле, это – наш ресурс, итог десятилетней работы всех православных русских людей. Но вспаханное поле необходимо засеять…Степанов: Однако есть такое мнение, что создание новых партий не просто вносит сумятицу в движение, но это – сознательная политика, исполнение некоей установки политтехнологов администрации президента на дробление национально-патриотического движения с тем, чтобы расчистить поле для победы партии власти. Вам, наверняка, приходилось слышать такие обвинения и в свой адрес. Как Вы могли бы прокомментировать такие подозрения?Куимов: Я могу заверить Вас и всех читателей "Русской линии", что никакой ангажированности, никакого сговора с администрацией президента не было и нет. Я могу за это поручиться, потому что я лично занимался регистрацией партии. Более того, у нас была принципиальная установка "пройти чистыми", без всяких обязательств перед кем бы то ни было. Именно поэтому понадобились и "мелкие хитрости", типа цитаты из Путина, в Минюсте. У меня сложное отношение к президенту Путину, но эти его слова в отношении идеала Святой Руси под сомнение не поставишь. Они, по большому счету, помогли нам зарегистрироваться.Степанов: А почему Вы вдруг решили заняться партийным строительством в 2002-2003 годах?Куимов: 2003 год – это выборный год, 14 декабря нам всем нужно идти на выборы. Кто-то может, конечно, и не пойти, но тогда власть изберут без него и не нужно потом стенать и плакать: где же нравственность, куда смотрит наша русская власть и т.д. Именно поэтому нам нужен сейчас политический ресурс. Нам нужна политическая партия для того, чтобы создать блок и организованно выступить на этих выборах.В обществе всегда существует какая-то динамика сообразно тем важным событиям, которые происходят или должны произойти. В этом году, – динамика предвыборная, так или иначе, она каждого касается, все в этом каким-то образом участвуют. И вот на базе этих общественных энергий можно действительно создать блок православно-патриотических сил, но для начала необходима партия, имеющая право участвовать в выборах, имеющая, так сказать "лицензию на выборы". Что толку создавать блок, если не будет партии?! И многие лидеры наших патриотических организаций совершенно определенно говорят – "Если у вас получится создать боеспособную партийную организацию, мы будем готовы войти в единый блок"…Степанов: Таким образом, в нынешних национально-патриотических политических партиях Вас и Ваших единомышленников не устраивает, в первую очередь, идеологическая неясность, нечеткость, которая и подвигает вас не только на организационное, но и на идейное, идеологическое строительство?Куимов: Давайте проанализируем, какие патриотические партии будут иметь право участвовать в выборах 2003 года. Это, прежде всего, КПРФ со своим придатком в виде НПСР. Но там сейчас такая каша, что лезть туда – смерти подобно. Мы приняли решение, что мы не станем растворяться в НПСР в виде "дополнительного православного электората", так как в центре нашей деятельности лежит совершенно конкретное дело, на что нас благословляли старцы, – это возрождение Великой России, освященной идеалом Святой Руси. В этом смысле, какая может быть идеологическая ясность у КПРФ? Так только – патриотические ощущения какие-то (смеется).Далее, есть "Народная воля" Сергея Бабурина. Тут идут консультации, политические переговоры, каких-то форм контактов с Бабуриным мы не исключаем. Есть еще НДПР Миронова, Терехова и Севастьянова, хотя пока НДПР не имеет полноценной регистрации. Однако при том отношении к Православию, которое декларируется на уровне конкретных лидеров – г-на Севастьянова, – мы не можем войти с ними в блок. Это просто противоречит нашим основным принципам, нашей главной идее – идее Святой Руси. От нас в первую очередь отмежуется Церковь, отмежуется иерархия. А как можно бороться за Русь Святую, если нет хотя бы негласного благословения иерархов?!Степанов: Есть еще Народная партия Геннадия Райкова, которая в последнее время демонстрирует свою лояльность к Православию.Куимов: Мы им абсолютно не нужны. Это – чистая конъюнктура и ничего больше. Мы же рассчитываем на долгую жизнь и борьбу. Мы создаем партию не на один год. У нас есть совершенно четкое понимание того, что мы должны делать сейчас, что мы можем и чего не можем, что мы будем делать, когда закончатся выборы. У нас есть план, есть стратегия.Степанов: Словом, Вы мыслите свою партию не как силу, вносящую раскол в православно-патриотическое движение, а как силу, которая, наоборот, соберет и сконцентрирует все разрозненные православно-патриотические организации и движения?Куимов: Абсолютно правильно. И не только на период текущих думских выборов в 2003 году (это – только начало интеграционного, собирательного политического процесса), но и на последующие годы, потому что мы знаем, чем мы будем заниматься после того, как пройдут выборы.Мы трезво оцениваем наши перспективыСтепанов: Таким образом, вы намерены участвовать в выборах в Государственную Думу. Самостоятельно или в блоке с какими-то родственными партиями и организациями? И на что вы рассчитываете, какой результат будете считать успехом? Вы надеетесь преодолеть 5-процентный барьер, или вы придерживаетесь олимпийского принципа: главное не победа, а участие? Есть ли у вас сверхзадача?Куимов: Сверхзадача – объединиться со всеми здоровыми русскими патриотическими силами самого широкого спектра. За границами спектра остаются только либеральные силы и так называемые русские язычники, т.е. те, кто ненавидит Православие. Все остальные – наши союзники. Наши союзники – те, кто не враждебен Православию, нам с ними по пути. Повторюсь: есть центр и есть периферия. В центре – те, кто принимает идеал Святой Руси, идеал православной государственности, для кого это есть, собственно, нутро жизни. На периферии могут быть некоторые колебания. Исходя из этого принципа и будет формироваться предвыборный блок.Степанов: Но сейчас мало кто из серьезных, не маргинальных политических структур решается критиковать Православие. Между тем, сомнительно, чтобы, к примеру, "Единая Россия", которая не выступает с антиправославных позиций, вдруг захотела вступить с вами в блок, или те же коммунисты, которые тоже говорят о симпатиях к Православию. Получается, что единственные организации, с кем на союз вы можете рассчитывать, это все те же РОНС, "Народная воля" и т.п.?Куимов: Политика, как известно, есть искусство возможного. Не будем пока гадать… Чтобы преодолеть 5-процентный барьер по партийному списку и получить в Думе плюс-минус 15 депутатских мест, необходимо набрать плюс-минус 3-3,5 миллиона голосов. Вот что такое 5-процентный барьер. Поверьте, мы трезво оцениваем ситуацию, мы не строим никаких иллюзий, реалистично оцениваем свои силы и возможности. Мы прекрасно понимаем, что наше ядро – православные воцерковленные люди, их всего около 2-3 миллионов. Если нам удастся на выборы мобилизовать хотя бы половину, то максимально на что мы можем рассчитывать – миллион голосов. Даже если к нам подтянется еще, предположим, миллион, то, получается, что наша планка – максимум два миллиона голосов. Это – 3-4 процента, не больше.По обычной человеческой логике шансов на то, что мы преодолеем 5-процентный барьер, нет. Но мы знаем, что в жизни все решается не человеческой логикой, а Божественной логикой. Если будет на то Божья воля, мы преодолеем и этот барьер, сколь бы невероятным это не казалось. Нужно бороться.А вообще, наша цель – достойно выступить на выборах, без всяких грязных технологий, сохраняя лицо. Мы должны показать, что мы можем объединяться. Сейчас разрабатываются концептуальные положения русской идеологии, вплоть до проекта Конституции, который мы скоро предложим обществу для обсуждения. Мы намерены определить контуры России XXI века. Над этим работают серьезные теоретики, мы привлекли солидные интеллектуальные ресурсы. Мы стремимся к тому, чтобы четко встать на трезвую, реальную политическую платформу, но освященную идеалом Святой Руси.Одновременно идет процесс организационного становления, определения финансово-материальных ресурсов. Мы намерены приобрести некий опыт участия в политической борьбе, пока есть динамика, пока есть в обществе силы, желания, энергии. Партии, блоки, которые будут участвовать в выборах, будут привлекать внимание общества к выборной борьбе, получат бесплатное время на телевидении. Этим нужно воспользоваться.Степанов

Беседа политического обозревателя «Русской линии» Анатолия Степанова с лидером партии «За Русь Святую»

Алексей Куимов: за Русь Святую нужно бороться!

Русская линия / Библиотека периодической печати / Алексей Куимов: за Русь Святую нужно бороться!

Комментариев нет:

Отправить комментарий